Статья 17215

Название статьи

                             СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ                                  В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ

Авторы

Сохранов-Преображенский Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), prof_sochranov@mail.ru
Борзенко Ольга Викторовна, аспирант, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), olg-borzenk@yandex.ru

Индекс УДК

15 + 37(082)

Аннотация

Актуальность и цели. Динамичное развитие системы отечественного образования актуализирует проблему инновационного самоопределения личности. Проблемность реализации компонентов образовательного комплекса России проявляется прежде всего в новом прочтении содержания образования, которое представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Социально-педагогическая актуальность проблемы дополняется наличием психолого-педагогического противоречия между готовностью личности в юношеском возрасте к самоопределению и отсутствием необходимых для этого процесса знаний, умений и компетенций, что является следствием отсутствия у личности опыта смыслообразования. Целью исследования является выявление взаимосвязи смыслообразования и процесса самоопределения личности в юношеском возрасте.
Материалы и методы. В процессе разработки модели самоопределения личности в юношеском возрасте особое внимание необходимо уделять субъектной парадигме смыслообразования (И. В. Абакумова, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, В. В. Занков), субъектно-деятельност¬ной концепции С. Л. Рубинштейна, теоретическим положениям и принципам исследования проблемы самоопределения личности, представленным в трудах отечественных и зарубежных психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, В. Франкл и др.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы и методики: наблюдение, анкетирование, беседа; методика Ш. Шварца «Ценностный опросник», написание эссе и создание рисунка «Смысл жизни я вижу в…» (методика Д. А. Леонтьева), «Смысложизненные ориентации», опросник для измерения мотивации достижения А. Мехрабиана. Использовались математические методы статистической обработки данных, качественный анализ полученных результатов (контент-анализ).
Результаты. Полученные в ходе исследования выводы и результаты позволяют выявить модель содержательного и функционального воздействия смыслообразования на процесс самоопределения личности в юношеском возрасте. Были решены следующие задачи: 1) определено качество взаимосвязи ценностно-смысловых параметров жизненного мира человека, в частности системы терминальных ценностей со смыслоопределяющим самоопределением в юношеском возрасте; 2) выявлено влияние смыслообразующей саморегуляции юношества на смыслообразующее самоопределение; 3) выявлено качество влияния развернутости поиска решения, процессуальности состава мыслительной деятельности, критического анализа совершаемых действий на качество смыслообразующего самоопределения в юношеском возрасте; 4) выявлена основа мониторинга качества учебной деятельности старшеклассников.
Выводы. Рассмотрение возможностей личности в смыслообразующем самоопределении позволяет сделать следующие выводы: смыслообразующие мотивы занимают в общей иерархии мотивов более высокое место, чем мотивы-стимулы, и являются главной причиной побуждения личности к деятельности, основой которой являются определение цели, а также выбор средств и способов ее достижения на основе определенного качества мотивации. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. И чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

Ключевые слова

смыслообразующее самоопределение, личность, мотивация, саморегуляция, модель воздействия.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; пер. с англ. и нем. – М. : Прогресс, 2010. – 366 с.
2. Сохранов-Преображенский, В. В. Развитие профессиональных умений студентов в образовательной среде вуза как основа их смыслообразующей профессиональной подготовки / В. В. Сохранов-Преображенский // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 162–169.
3. Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова. – М. : Логос, 2005. – 412 с.
4. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс ; пер. с англ. – М. : Прогресс ; Универс, 2004. – 480 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – М. : МГУ, 2000. – 336 с.
6. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1999. – 487 с.

 

Дата создания: 06.08.2015 10:18
Дата обновления: 23.10.2015 13:53